Решение Верховного Суда Республики Карелия от 10.03.2015 N 3-15/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений абзаца 3 пункта 1.4 Типовой формы договора о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность..., утв. приказом Министерства труда и занятости РК от 23.05.2014 N 95-П>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. № 3-15/2015

Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
при секретаре Ф.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Н.А. об оспаривании отдельных положений абзаца третьего п. 1.4 Типовой формы договора о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденной приказом Министерства труда и занятости Республики Карелия от 23.05.2014 № 95-П,

установил:

Приказом Министерства труда и занятости Республики Карелия от 23.05.2014 № 95-П "Об утверждении типовой формы договора о содействии безработному гражданину в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости и типовой формы договора о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости" утверждена типовая форма договора о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее - типовая форма договора).
Указанный приказ был зарегистрирован Министерством юстиции Республики Карелия 20 июня 2014 г. за номером 2441 и официально опубликован в газете "Карелия" от 24.07.2014 № 60, является нормативно-правовым актом.
К.Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании абзаца третьего п. 1.4 типовой формы договора в части слов "(в виде единой выплаты на всех участников переселения в другую местность)" недействующим.
Требования мотивированы тем, что 23 сентября 2014 г. заявитель, ранее состоявшая на учете в качестве безработной, была трудоустроена по направлению службы занятости и переехала со своим несовершеннолетним сыном на новое место жительства. Между заявителем и Государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Сегежского района" был заключен договор в соответствии с типовой формой, утвержденной приведенным выше нормативным правовым актом. При этом размер единовременного пособия, предоставляемого в качестве финансовой поддержки безработному гражданину и членам его семьи, определен договором в виде единой выплаты на всех участников переселения в другую местность (на заявителя и ее сына).
Заявитель полагает, что оспариваемым положением типовой формы договора нарушается ее право на получение в полном объеме предусмотренной законом финансовой поддержки. Абзац третий п. 1.4 типовой формы договора в части слов "(в виде единой выплаты на всех участников переселения в другую местность)" противоречит положениям ст. 22.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п.п. 3.1, 3.2 Положения о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.07.1997 № 41, п. 12 Федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.03.2013 № 92н, а также п. 14 Положения о порядке, условиях предоставления и размерах финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 28.04.2012 № 142-П. Данное противоречие заявитель связывает с тем, что поименованные нормативные акты гарантируют право на получение единовременного пособия не только безработному гражданину, но и переселяющимся совместно с ним членам его семьи.
В судебном заседании заявитель поддержала требования.
Представители Министерства труда и занятости Республики Карелия М.А.Е. и Ф.Е.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия М.А.С. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, оспариваемый акт - соответствующим законодательству.
Министерство юстиции Республики Карелия представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства. В представленной суду письменной позиции указало, что при государственной регистрации оспариваемого приказа оценку его соответствия законодательству Российской Федерации и Республики Карелия не давало.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Крылова Д.И., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; последние не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пп. 75 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся полномочия в области содействия занятости населения, предусмотренные Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу пп. 1, 8 п. 1 ст. 7.1-1 и ст. 22.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Пунктом 1 ст. 22.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены основания предоставления безработным гражданам гарантий в связи с трудоустройством вне места их прежнего жительства. Так, органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). Предоставление социальных гарантий безработным гражданам и членам их семей законодатель связывает с их переселением в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся профессии (специальности).
Следовательно, наличие членов семьи безработного гражданина имеет значение лишь при получении финансовой поддержки при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 22.1 упомянутого закона финансовая поддержка безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства включает в себя оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства; суточные расходы за время следования к новому месту жительства; единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения. Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель, определив категорию имеющих право на социальную поддержку граждан (безработные граждане и члены их семьи), основания предоставления такой поддержки (переселение в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости) и ее виды (в том числе единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения), полномочия по установлению порядка определения размера (расчета) такого пособия и подлежащих совершению действий (процедур), необходимых для его выплаты, делегировал субъектам Российской Федерации.
В целях реализации названного полномочия Правительство Республики Карелия, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия (ч. 1 ст. 54 Конституции Республики Карелия и ч. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия от 05.02.2013 № 1679-ЗРК "О Правительстве Республики Карелия") и действующее в соответствии с компетенцией, определенной п. 8 ст. 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2012 № 1585-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области содействия занятости населения", постановлением от 28.04.2012 № 142-П утвердило Положение о порядке, условиях предоставления и размерах финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее - Положение).
В пункте 1 Положения воспроизведены критерии предоставления гражданам рассматриваемой финансовой поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Пункт 2 Положения к членам семьи безработного гражданина относит супруга, несовершеннолетних детей и детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.
Финансовая поддержка, предоставляемая безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства, включает в себя оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя; суточные расходы за время следования к месту работы и обратно; оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение. Данная поддержка предоставляется в случае временного трудоустройства безработного гражданина на период, не превышающий шести месяцев (п.п. 5, 6 Положения).
Финансовая поддержка, предоставляемая безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее - финансовая поддержка при переселении в другую местность), включает в себя оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства; суточные расходы за время следования безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства; единовременное пособие безработному гражданину и членам его семьи (п. 12 Положения).
Пунктом 14 Положения размер единовременного пособия безработным гражданам и членам их семей в случае переселения в пределах Республики Карелия поставлен в зависимость от территории переселения и установлен для территорий переселения с районным коэффициентом к заработной плате 1,15 - 37862 руб.; с районным коэффициентом к заработной плате 1,3 - 41464 руб.; с районным коэффициентом к заработной плате 1,4 - 43866 руб. Размер единовременного пособия безработным гражданам и членам их семей в случае переселения в другой субъект Российской Федерации устанавливается в размере максимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации, действующей на момент обращения безработного гражданина с заявлением о предоставлении финансовой поддержки.
Изложенное позволяет заключить, что пособие безработным гражданам и членам их семей носит единовременный характер, а его размер варьируется лишь в зависимости от территории переселения граждан, но не от количества переселяемых.
Такое правовое регулирование согласуется с приведенными выше положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
В силу п. 15 Положения финансовая поддержка при переселении в другую местность предоставляется на основании договора о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, заключаемого между безработным гражданином и центром занятости населения. Типовая форма договора утверждается органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения.
Таким органом на основании постановления Правительства Республики Карелия от 23.11.2010 № 257-П "Об утверждении Положения о Министерстве труда и занятости Республики Карелия" является Министерство труда и занятости Республики Карелия, приказом которого от 23.05.2014 № 95-П утверждена типовая форма договора о содействии безработному гражданину и членам его семьи в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Соответственно данный нормативный правовой акт принят Министерством труда и занятости Республики Карелия в пределах предоставленных ему полномочий.
Оспариваемое заявителем положение абзаца третьего п. 1.4 типовой формы договора не устанавливает и не ограничивает круг лиц - получателей государственной услуги, а лишь воспроизводит п. 14 Положения, позволяя правоприменителю при составлении договора о содействии не приводить его полный текст, а обозначить подлежащую выплате денежную сумму в зависимости от территории переселения каждого конкретного безработного гражданина.
В этой связи само по себе оспариваемое положение не может рассматриваться как противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающее права заявителя в указанном ею аспекте.
Кроме того, нормы о содействии безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, в том числе ст. 22.1, включены в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Федеральным законом от 30.11.2011 № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2012 г.
Согласно ч. 2 ст. 9 поименованного Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 31 декабря 2011 г. право на получение государственных услуг в области содействия занятости населения, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: нормативы доступности государственных услуг в области содействия занятости населения не могут быть ниже сложившихся по состоянию на 31 декабря 2011 г.; положение безработных граждан при переезде и безработных граждан и членов их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, безработных граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность, безработных граждан и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах или в период временного трудоустройства не может быть ухудшено по сравнению с положением соответствующих категорий граждан, сложившимся по состоянию на 31 декабря 2011 г.
Определяя такое положение по состоянию на 31 декабря 2011 г. суд констатирует, что ранее гарантия социальной поддержки безработным гражданам была предусмотрена абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", включала в себя возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости и утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Причем объем данной гарантии охватывал возмещение затрат, понесенных в связи с переездом, что явствует также из Положения о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, утвержденного разработанным во исполнение п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.07.1997 № 41, и п. 13 утратившего силу в настоящее время Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.1993 № 5132-1.
Такой объем финансовой поддержки в Республике Карелия сохранен, поскольку компенсация расходов, понесенных безработными гражданами и членами их семей в связи с переселением на новое место жительства для трудоустройства, осуществляется в виде оплаты стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства, суточных расходов за время следования безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства и суточных расходов за время следования безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства (п. 12, п.п. "а"-"в" п. 13 Положения).
Действовавшими до 8 мая 2012 г. Правилами финансирования материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2007 № 422, выплата единовременного пособия предусмотрена не была, но осуществлялось финансирование в размере полуторакратной величины минимального пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, расходов по обустройству безработного гражданина, направленного на работу (до заключения трудового договора), на новом месте жительства.
Что же касается п. 17.2 Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.02.2001 № 21, предусматривавшего финансирование за счет средств федерального бюджета расходов по выплате единовременного денежного пособия на каждого члена семьи гражданина, переезжающего для трудоустройства в другую местность, в размере до 1000 руб., то данный приказ отменен с 1 января 2002 г. приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20.12.2001 № 283 и, следовательно, по состоянию на 31 декабря 2011 г. правовое положение безработных граждан не регулировал.
Кроме того, к числу получателей государственной услуги ни ст. 16.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", ни Федеральный государственный стандарт государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.03.2013 № 92н, членов семьи безработного гражданина не относят.
По изложенным мотивам нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит законам Российской Федерации и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья
Р.В.СОЛЯНИКОВ

Мотивированное решение изготовлено
в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ 16 марта 2014 г.


------------------------------------------------------------------