Послание Конституционного Суда Республики Карелия от 12.05.2015 "Послание о состоянии конституционной законности в Республике Карелия"



12 мая 2015 года
------------------------------------------------------------------

ПОСЛАНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСЛАНИЕ О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Утверждено
Решением
собрания судей
Конституционного Суда
Республики Карелия
от 12 мая 2015 года № 3

Конституция Республики Карелия имеет верховенство на всей территории Республики Карелия. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Карелия.
Конституционный Суд Республики Карелия как специальный судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции Республики Карелия, защищает гарантированные Конституцией Республики Карелия права и свободы человека и гражданина.
Универсальным юридическим средством защиты прав и свобод человека и гражданина является обращение в Конституционный Суд Республики Карелия с запросом о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия нормативных правовых актов, их отдельных положений. При этом введенная в Республике Карелия модель конституционного судопроизводства является наиболее демократичной, обеспечивающей широкий доступ к правосудию - в Конституционный Суд Республики Карелия с обращением о проверке конституционности нормативного правового акта может обратиться любой гражданин независимо от того, применялся ли этот акт в правоотношениях с его участием.
В случае признания нормативного правового акта неконституционным Конституционный Суд Республики Карелия выполняет функцию "негативного законодателя", лишая юридической силы дефектные нормы права, а также осуществляет правотворческую функцию, поскольку формулирует правовые позиции, подлежащие обязательному учету нормотворческими органами при принятии новых актов и внесении корректив в действующее законодательство.
Таким образом, обращение с запросом в Конституционный Суд Республики Карелия выступает в качестве способа воздействия на правотворческую и правоприменительную практику всех органов власти в Республике Карелия.
Во втором полугодии 2013 года и в 2014 году в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 50 обращений, из них 43 были возвращены заявителям в порядке статьи 38 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", в связи с тем что обращения не отвечали требованиям указанного Закона Республики Карелия.
В названный период Конституционный Суд Республики Карелия проверил конституционность положений 4 законов Республики Карелия, 3 постановлений Правительства Республики Карелия, 2 указов Главы Республики Карелия и 3 нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Республике Карелия. Было принято 10 решений: 5 постановлений (из них 4 о признании положений нормативных правовых актов Республики Карелия не соответствующими Конституции Республики Карелия), 4 определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению, 1 определение о прекращении производства по делу.
Из анализа решений Конституционного Суда Республики Карелия следует, что основанием для признания правовых норм неконституционными чаще всего является нарушение требований таких конституционных принципов, как верховенство права (статья 5), равенство всех перед законом и судом (статья 19).
Так, в сфере социальной защиты соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах на социальную поддержку лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2, частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" в Республике Карелия работающим и проживающим за пределами городов педагогическим работникам государственных учреждений Республики Карелия, за исключением работников государственных образовательных учреждений Республики Карелия, было предоставлено право на меру социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда.
Конституционный Суд Республики Карелия, проверив указанные положения на соответствие Конституции Республики Карелия, указал, что поскольку работающие и проживающие за пределами городов педагогические работники муниципальных учреждений социального обслуживания для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих государственное полномочие Республики Карелия, принадлежат к той же категории специалистов, что и работающие и проживающие за пределами городов педагогические работники государственных учреждений социального обслуживания Республики Карелия для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, они также имеют право на меру социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда. Иное в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же вышеуказанной категории.
Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 14 января 2014 года положение пункта 11 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" признано не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 4 (часть 2), 16 (часть 2), 19, 25 (часть 1) в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования не обеспечивает предоставление меры социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда работающим и проживающим за пределами городов педагогическим работникам муниципальных учреждений социального обслуживания для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющих государственное полномочие Республики Карелия, равным образом с работающими и проживающими за пределами городов педагогическими работниками государственных учреждений Республики Карелия.
Раскрывая содержание конституционного принципа равенства, Конституционный Суд Республики Карелия указал, что соблюдение формально-юридического равенства не исключает возможности и обязывает государство предоставлять специальные права, льготы и преференции различным категориям граждан в целях преодоления их фактического неравенства. При этом конституционный принцип равенства распространяется не только на конституционно установленные права и свободы, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретенные на основании закона.
Применительно к коренным малочисленным народам, которые, как и любые национальные меньшинства, объективно обладают меньшими возможностями для самовыражения и отстаивания своих прав и интересов, это предполагает создание преимуществ, гарантирующих достижение реального равенства прав и законных интересов данных народов с основными правами и свободами человека и гражданина, а также механизмов реализации таких преимуществ.
Конституционный Суд Республики Карелия в Постановлении от 11 июля 2014 года констатировал, что вопреки конституционным требованиям равенства и верховенства закона Указ Главы Республики Карелия от 13 сентября 2012 года № 121 "Об определении видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Карелия, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения" не обеспечивает защиту специального права, предоставленного федеральным законодательством для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и возможность его реализации на территории Республики Карелия на осуществление такого вида охоты, как охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа - вепсов, проживающих в Республике Карелия в Прионежском муниципальном районе (Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения), а потому не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (часть 2), 4 (части 1 и 2), 5, 19.
Конституционным Судом Республики Карелия в ряде решений указывалось на значение правовой определенности для эффективности реализации конституционных принципов и норм в принимаемых республиканских законах и иных нормативных правовых актах. Являясь одним из необходимых элементов конституционного принципа верховенства права, он предполагает системность и комплексность правового регулирования общественных отношений, ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм, обеспечивающих возможность их единообразного применения на практике.
Нарушение требования формальной определенности правовой нормы само по себе является достаточным основанием для признания правовой нормы не соответствующей Конституции Республики Карелия.
Так, Конституционный Суд Республики Карелия признал не соответствующим Конституции Республики Карелия правовое предписание абзаца пятого пункта 10 Положения о природном парке "Валаамский архипелаг", утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П, в той мере, в какой оно не устанавливает организационно-правовой порядок обязательного согласования предоставления земель, лесов и вод в пользование на территории природного парка (Постановление от 14 ноября 2013 года).
Указанным правовым предписанием была установлена обязанность по согласованию с администрацией природного парка, государственными органами лесного хозяйства, охраны природы и памятников истории и культуры предоставления земель, лесов и вод в пользование на территории природного парка. Исходя из требований универсального принципа юридического равенства и общеправового принципа формальной определенности права Правительство Республики Карелия обязано было ясно и недвусмысленно определить организационно-правовой порядок согласования, имеющий цель достижения взаимно приемлемого решения путем координации интересов всех участников.
Проверив положение абзаца пятого пункта 10 Положения о природном парке "Валаамский архипелаг" на соответствие Конституции Республики Карелия, Конституционный Суд Республики Карелия установил, что его нормативное содержание является столь неясным как само по себе, так и в системе действующего правового регулирования, что на его основе объективно невозможно формирование единообразной правоприменительной практики, а правоприменительные органы в рамках данной нормы могут иметь недопустимую в правовом государстве свободу усмотрения по ее истолкованию и применению, что неизбежно создает угрозу властного произвола и нарушение принципа равенства всех перед законом и равноправия.
Нарушение требования о необходимости соблюдения формальной определенности, ясности, четкости, непротиворечивости правового регулирования было установлено и при оценке правил предоставления такой меры социальной поддержки, как бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
Конституционный Суд Республики Карелия в Постановлении от 2 декабря 2014 года по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пунктов 15-18 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года № 1-П, в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Уханова Михаила Николаевича указал следующее.
Нормативное содержание порядка (процедуры) взаимодействия органов государственной власти с гражданами в целях реализации их прав должно определять конкретный перечень сменяющих друг друга юридически значимых, достаточных для достижения конечного результата действий сторон, а также позволять сторонам соотносить с нормативно установленными правилами свое поведение, предвидеть правовые последствия своих действий.
Однако правовые нормы пунктов 15-18 Порядка не позволяют точно, ясно и недвусмысленно определить орган, уполномоченный от имени государства предоставлять гражданину меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и принимать соответствующее властное решение, не определяют юридические действия, необходимые для начала процедуры по предоставлению меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, последующие действия, необходимые для достижения результата, а также действия, прекращающие процедуру; не позволяют определить сроки осуществления процедурных действий, связанных с реализацией права граждан на меру социальной поддержки.
Таким образом, оспариваемые правовые предписания характеризуются тем, что они как сами по себе, так и в системе действующего правового регулирования, не устанавливают точно, ясно и недвусмысленно необходимый процедурный механизм, позволяющий гражданам реализовать свое право на меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, что в свою очередь приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Указанные положения были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия в той мере, в какой они не обеспечивают реализацию права на меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) гражданам, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 названного Закона.
По итогам рассмотренных в 2013-2014 годах обращений уровень состояния конституционной законности следует оценить как удовлетворительный, но не достаточный. Требуются усилия всех органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления в Республике Карелия и их должностных лиц в целях недопущения принятия нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Карелия. В случае установления Конституционным Судом Республики Карелия неконституционности нормативных правовых актов или их отдельных положений необходимо незамедлительное устранение нормотворческими органами допущенных нарушений в целях восстановления конституционной законности, исправления дефектов нормативного правового акта и исключения нарушения конституционных прав граждан в дальнейшей правоприменительной деятельности.
Необходимы исключение случаев неисполнения судебных актов Конституционного Суда Республики Карелия и повышение эффективности нормотворческого процесса, направленного на устранение выявленных несоответствий нормативных правовых актов Конституции Республики Карелия, с учетом того, что исполнение решений Конституционного Суда Республики Карелия означает не только формальное изменение правового регулирования, но и применение нормотворческим органом правовых позиций, сформулированных как в резолютивной, так и в мотивировочной частях решений Конституционного Суда Республики Карелия, при внесении изменений в нормативный правовой акт.
Осуществляемая Конституционным Судом Республики Карелия правовая охрана Конституции Республики Карелия является одним из важнейших способов обеспечения конституционной законности в Республике Карелия. Однако укрепление законности и правопорядка в Республике Карелия возможно только путем взаимодействия и партнерства всех ветвей власти, которые, осуществляя свою деятельность, исходят из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а обеспечение и защита в соответствии с законом прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления.


------------------------------------------------------------------